Такси на тот свет. С заказом через приложение, красивыми надписями и местными водителями. Как выяснилось, все это ничего не значит. Вас могут в одно мгновение сделать инвалидом, завести вместо дома в глухой лес.
И никто, абсолютно никто за это не ответит и не заплатит. Потому что все сервисы заказа такси от крупнейших интернет-компаний — это просто доски объявлений. Так они сами говорят. Евгений Соловьев выслушал шокирующие истории пострадавших от онлайн-такси. И даже устроился работать в одну из таких фирм. Практически без документов. На честном слове. Ну что, поехали?
Дмитрию Добкину 26 лет. Жизнь успешного предпринимателя, счастливого мужа и отца сделала крутой поворот 27 июня 2017 года, когда он заказал такси через мобильное приложение.
Как потом выяснилось, хороший русский водитель на маршруте был больше суток и просто уснул за рулем. Его «хорошая немецкая машина» на полной скорости врезалась в поребрик, убила своего хозяина и покалечила пассажира.
Молодой человек решил судиться с интернет-компанией, в которой заказал такси. Адвокаты Дмитрия оценили ущерб его здоровью в несколько десятков миллионов рублей.
В интернет-компании заявили: таксисты — не их сотрудники. А их мобильное приложение — доска объявлений. Они просто помогают найти таксистам клиентов.
Такой же ответ получила Елена Гращенкова. Она тоже попала в аварию во время поездки на такси. И с тех самых пор пытается получить с интернет-компании материальную компенсацию.
Елену отсылают в некие таксопарки. Их названия клиентам интернет-такси ничего не скажут. Эти организации — такие же посредники между водителями и хозяевами интернет-приложения.
В офисе один стол, один компьютер. Менеджер объясняет, что после подключения будет брать пять процентов от стоимости каждой поездки и еще 20 надо будет отдавать агрегатору. Страховки, лицензии, техосмотры и предрейсовые осмотры — это все чушь.
— Там в принципе достаточно будет фотографии машины.
— Фото машины?
— Да, фото машины спереди.
— А лицензия как? Надо?
— Не… Ну, по закону, конечно, надо, но можно и так.
Под окнами этой компании несколько таксистов. Спрашиваем, сложно ли устроится?
— Нет.
Нужна ли страховка? Ответ еще более колоритный.
В этом деле вообще как в известной присказке — главное «не отсвечивать».
В бардачке находится вообще вся система. Минувшим летом вышел запрет на работу таксистами людям с иностранными правами. Но если на машине нет шашечек, намучаешься доказывать, что человек зарабатывает частным извозом.
И будьте готовы, что техническое состояние машины и состояние самого водителя вам придется оценивать на глаз. Никаких подтверждающих вашу безопасность документов вам скорее всего не покажут. Поскольку их попросту нет. Конечно, это ваше право — садиться на «пороховую бочку». Конечно, это дешево. Конечно, это удобно, но случись что, про ваше право быстро забудут и напомнят, что это ваш выбор, ваша ответственность. И в данном случае она даже не солидарная.